История украшений

Желание человека украшать себя появилось раньше, чем необходимость одеваться. Археологи утверждают — уже на рисунках эпохи недолита изображены обнаженные женщины с длинными ожерельями и нагрудними подвесками (нечто вроде современных кулонов). Первые украшения были сделаны из листьев, корешков, перьев, ракушек и очень редко — из камней. По мере развития ремесел человек искал новые технологии и нове материалы. Так родилось ювелирное дело.
Ювелирное мастерство во все века и у всех народов шло в ногу с другими видами искусства, с модой и стилем. В музеях мира можно увидеть украшения в разных стилях: рококо, ампир, бидермейер, модерн.

Кольца

ringКольцо — это предмет, украшение в форме окружности, гладкое или витое, с отделкой или без, мужское или женское, одиночное или парное, из металла или дерева, кожи, кости, пластмассы, керамики, стекла, камня, раковины и т. д. Оно может быть браслетом на запястье или на щиколотку, серьгами в уши, кольцом в носовой хрящ или, наконец, на палец.
В современном значении кольцо только украшение на пальце. И все словари дружно объясняют это слово как круг с отверстием, обруч, гладкий, без насадки. Что же касается перстня, то это кольцо со щитком, с каменьями. Изначальная функция кольца отнюдь не украшательская. Кольцо было распознавательным атрибутом, вроде удостоверения. Люди носили кольца как свидетельство личности и для клеймения принадлежавших им вещей. Первые перстни представляли собой просверленные резные печатки, которые надевали на проволочный или кожаный обод для ношения на пальце.[spoiler]
Перстень в дальнейшем является средством персонификации, идентификации и наследования. Вдова, которой приносят с поля брани кольцо мужа, объявляется законной наследницей. Ростовщик, получивший кольцо за неуплату долгов, становится владельцем имущества должника. Ученик философской школы, награжденный перстнем учителя, сам становится наставником.
Сошлемся на Библию. Перстень, снятый Фараоном, царем Египетским, со своей руки и надетый на руку Иосифа, был с государственной печатью, которую обыкновенно носил великий или первый вельможа в Египте на своем пальце и которую прикладывал к царским указам. Поэтому дарствование сего перстня служило знаком возведения в почетное звание первого по царе сановника; или министра. Известно, что Александр Македонский на смертном одре передал свое кольцо Пердикку, которого прочил в наследники.
Очевидно,что для древних кольцо — это не только конкретно персонифицированный предмет, но и символ, носитель идеи, власти, богатства, родовитости, династической принадлежности. Однако развитие технологий постепенно убирает эту идею. Кольца и перстни становятся массовым, традиционным атрибутом.
Нам хорошо знакомы свадебные или обручальные кольца. Они связаны с определенными традициями. От глубокой древности до позднего средневековья у народов всех рас жену покупали, и потому односторонний подарок в виде свадебного, а позднее обручального кольца невесте означал формальное подтверждение акта бракосочетания. Носили кольцо на четвертом пальце левой руки. В Нюрнбергском музее хранится найденное при раскопках свадебное кольцо ХIII века. Оно имеет простой трехгранный профиль и характерную надпись на внутренней стороне: Во мне верность .
Кольца и перстни постепенно становятся показателем общественного, социального, имущественного положения владельца символами. Поэтому появляются кольца церемониальные, понтификальные , сенаторские, рыцарские, свадебные, цеховые и т. д. и т. п.
Перстни украшают разнообразными камнями. Вначале это были просто красивые речные или морские окатыши, осколки сверкающих самоцветов. Затем человек учится обрабатывать камень — шлифовать и полировать, потом овладевает сложным процессом — резьбой. Возникает новое ремесло — искусство резьбы по камню — глиптика.
Человек обращает внимание на необычный цвет, твердость, прозрачность, блеск камней, которые отыскивают, как правило, изредка и лишь в определенных местах.
В дальнейшем люди открывали определенные оптические, электрические или магнитные свойства своих находок и, не умея их объяснить, начинали верить в магические свойства камей.
Так возникла вера в сверхъестественную силу камней. Они становятся амулетами, талисманами. Появляются амулеты-молитвы, амулеты-просьбы. Все, о чем может человек просить всемогущих богов, находит отражение в каменных вставках в перстни, браслеты, броши и иные украшения.
Определенную роль играло и то, на каком пальце и какой руки носил кольцо-амулет его счастливый обладатель. У древних римлян каждый палец имел название, в зависимости от отведенной ему роли: Милес, Меркатор, Стультус, Мартиус и Аматор. Перстень носили на соответствующем пальце с учетом социального положения или профессии владельца. Так, военные носили перстень на большом пальце, торговцы — на указательном, ремесленники -на среднем, женатые — на безымянном, влюбленные — на мизинце. Кольцо на безымянном пальце (Мартиусе) охраняло покой и счастье семьи, поскольку утверждалось, что нерв пальца левой руки идет прямо к сердцу. Говорилось также, что этот палец — символ любви и чести.
Со временем появилась новая мода, подогретая, с одной стороны, ювелирами и торговцами, с другой — растущим интересом к оккультным наукам. Мода эта определяла не только качественный, но и количественный аспект: сколько следует носить перстней и колец -одно, два, пять? Какие камни с какими соотносятся, а какие нет?
Астрологии убеждены, что четные сочетания — это символ постоянства, покоя, статики, а нечетные — это изменение, движение, динамизм. Значит, следует носить 1, 3, 5, 7, 9 и т.д. колец. Одно кольцо — это персонифицированный атрибут. Символ одного акта -инициация или женитьба, цеховая принадлежность или родовой признак. Три — это для гарантии преимущественного воздействия (а вдруг камни в двух перстнях заряжены противоположно), кроме того три богини судьбы мойры (в римской мифологии парки) — олицетворение неотвратимого рока. Пять – это пентограмма, обозначение стихий: вода, земля, огонь, ветер, пространство, составные части мироздания: материя, время, пространство, энергия, информация, пять чувств: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние, или по мнению китайцев пять главных добродетелей: милосердие, скромность, отвага, справедливость и мудрость. Семь — для поклонников планетарного космизма (напомним, что телескоп появился много позже и потому видимих невооруженным глазом планет было семь) — Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Увязывали число сем и с цветами спектра, и сосновными человеческими добродетелями — вера, надежда, благотворительность, воздержание, сила, справедливость и благоразумие, семь и число звезд Большой Медведицы и число звезд почитаемого греками созвездия Плеяды — сем дочерей Атланта, превращенных богами в звезды. Девять — это срок созревания человека в чреве матери, это девять муз-богинь поэзии, искусств и наук. Девять — это известное на сегодня число планет Солнечной системы. После открытия Урана, Нептуна и Плутона их зачли в общий список, справедливо вычеркнув Солнце (все-таки звезда). Список нечетностей можно продолжать. Одиннадцать — все то же плюс Солнце и Земля. Тринадцать — знаки Зодиака, включая созвездие Змееносца.
Справедливости ради следует сказать, что индийская культура предпочитает спокойную, размеренную ритмику существования. Потому индийские рекомендации идут по четному ряду. Два — представители высших индийских каст (брахманы, кшатрии и вайшьи) считались рожденными дважды (второй раз — во время обряда инициации); два начала — мужское и женское: два немигающих глаза — отличительная черта индийских небожителей. Четыре -четыре великих Будды, предшествовавших Шакья-муни; четыре стороны света. Шесть — сын Шивы был вскормлен шестью звездами созвездия Плеяды и потому считался шестиликим. Восемь — индийцы насчитывали восемь так называемых обликов чувства .
Поэтому, мои дорогие читатели, выбирая сколько, как и когда носить кольца, прислушивайтесь к своему внутреннему ощущению, оно вас точно не подведет.[/spoiler]

Серьги.

sergiЧто же касается серег, то, оказывается, для наших предков серьги были не только экстравагантным способом обратить на себя внимание, но и неким охранным амулетом. Однако почему их носят именно в ушах?
Английские хронисты говорят, что серьги улучшают зрение. Кстати, это же утверждает и традиционная тибетская медицина. Именно на мочке уха находится предназначенная для лечения иглоукалыванием точка остроты зрения. А крепеж камня в сережке — прекрасный способ демонстрации богатства, благосостояния, вкуса.
Иногда обычай носить серьги был своеобразным бытовым или племенным шифром. У цыган, например, серьгу должен был носить мальчик, родившийся после смерти предыдущего ребенка. У некоторых народов Предкавказья, в частности, у казаков ношение серьги мужчиной означало, что это единственный ребенок в семье. Казаческая традиция строго предписывала командирам и есаулам особо ревностно беречь продолжателей своих родов. В древней Руси было принято, что перед тем, как ребенок родится, на совете решали – какую драгоценность ему носить. Новорожденному на шею надевали бисерное ожерелье или нитку с бусами. Только при переходе от детского к подростковому возрасту девочкам прокалывали уши и дарили бусы. Мальчикам прокалывали левое ухо (якобы помогало от грыжи), и тем самым обозначали мужской пол ребенка.

Шейные украшения

goldСамые древние из найденных имеют возраст более 100 тыс. лет, их делали из зубов животных , перьев , камней и носили как амулеты, наделяя магическими свойствами. Чем больше было амулетов, тем более защищённым чувствовал себя их первобытный владелец. Так появились бусы и ожерелья.
Как только люди научились обрабатывать металл (около 8 тыс. лет назад), появились бронзовые украшения в виде обручей из толстой проволоки-жгута без застёжки, с заходящими друг за друга концами. Их носили в разных странах и женщины и мужчины.
У древних египтян украшения на шею были призваны защитить сердце, которое считалось чрезвычайно важным органом. Сама их форма — круг — отождествлялась с солнечным диском бога Ра. Широкие нагрудные украшения, получившие название «пектораль» (от лат. pectus — грудь) с изображениями событий из жизни Исиды, Гора и Осириса носили только фараоны и члены царских семей. Ценность украшения всегда определялась его редкостью и трудностью изготовления.[spoiler]
Настоящий переворот в истории украшений сыграла Золотая Пектораль. Шедевр эллино-скифского искусства (IV столетие до нашей эры), найденный в кургане «Толстая могила» на Днепропетровщине, является не только ювелирным украшением, но и предметом истории, артефактом, рассказывающим о жизни наших славянских предков. Ярусы пекторали демонстрируют глубокий философский смысл, воплощенный в золоте. Нагрудное украшение из чистого золота весит более килограмма. Не совсем понятно, какую роль играла пектораль. Археологи считают ее нагрудным украшением воина, многие ученые – своеобразным календарем, астрономическим справочником. Такую точку зрения археологов и ученых подтверждает трехъярусное строение пекторали – представления скифов о строении мира. Нижний круг символизировал животный мир, дикие звери сражались с грифонами. Второй круг представлял царство пернатых. Прекрасные цветы и птицы, символ древа жизни. Верхний, основной ярус знакомит нас с жизнью кочевников-скифов. Кочевники шьют одежду, доят овцу, окружают себя домашними животными. Так наши потомки представляли себе загробную жизнь. На протяжении какого-то времени ювелирные украшения имели прикладное значение.[/spoiler]

В настоящее время, на мой взгляд, украшения, не только не утратили своего значения, а и приобрели новые функции. Красивые, стильные украшения, помогут вам не только выгодно выделиться из общей массы, но и продемонстрировать свой вкус, произвести неизгладимое впечатление на окружающих. Я проверила это на собственном опыте. Люди обращают больше внимание на человека, если на нем надеты оригинальные, уместно подобранные украшения. Красиво и стильно одеться по доступной цене, сегодня вообще не проблема. Cетевые магазины одежды и обуви,  бутики, интернет магазины, способны удовлетворить самый притязательный вкус. Но почему то люди (прежде всего меня волнуют женщины) перестали носить украшения. Под словом украшения, я не имею ввиду однотипные, невзрачные серебряные или золотые сережки, цепочки, колечки, доставшиеся вам по наследству от мамы или бабушки, как память о тотальном дефиците времен Советского Союза. Украшения должны соответствовать эпохе и времени, отражать ваш внутренний мир, выгодно оттенять вашу красоту и подчеркивать индивидуальность. При этом они не должны быть безумно дорогими. Авторские работы сегодня можно приобрести по весьма доступным ценам. Украшений у женщины должно быть много: под цвет глаз, платья, настроения. На торжественный случай и на каждый день. Чтобы произвести впечатление на окружающих, или просто поднять себе настроение, устроив грандиозный перемер всего имеющегося у вас «богатства». Мы женщины — все красавицы от природы, но с помощью красивых украшений нам гораздо проще продемонстрировать это окружающим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.